Постановление Конституционного Суда РФ от 27 октября 2022 г. N 46-П
Обращение в КС РФ было вызвано следующими обстоятельствами.
Заявитель, будучи гражданином Республики Казахстан, получил национальное водительское удостоверение этой страны. В 2017 году он переехал на постоянное место жительства в РФ, был принят в российское гражданство и продолжал пользоваться в РФ водительским удостоверением, выданным в Казахстане. В 2019 году он был оштрафован на 5 000 рублей по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ за управление автомобилем без прав (инспектор потребовал у него именно российское водительское удостоверение). Оспорить наказание не удалось. Суды указали, что управление в России транспортными средствами при наличии действительного иностранного водительского удостоверения допустимо только для лиц, временно пребывающих на ее территории.
По итогам рассмотрения жалобы заявителя КС РФ пришел к следующему выводу.
Положения пунктов 12 и 13 ст. 25 Закона безопасности дорожного движения при их буквальном истолковании предполагают право гражданина РФ быть допущенным к участию в дорожном движении в России, где он постоянно проживает, в качестве водителя транспортного средства при наличии действительного иностранного национального водительского удостоверения, выданного ему в другом государстве - участнике Конвенции о дорожном движении (далее - Конвенция) в бытность его гражданином данного государства. Иное установлено только для управления транспортными средствами в целях осуществления предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением ими, - и то с определенными исключениями.
В то же время судебная практика исходит из того, что при участии в дорожном движении в РФ управление транспортными средствами при наличии действительного иностранного национального водительского удостоверения допустимо лишь для лиц, не проживающих постоянно на ее территории. Следовательно, согласно такому подходу это право отсутствует у лиц, имеющих названное удостоверение и переехавших на постоянное место жительства в РФ, в том числе в связи с приобретением ими российского гражданства, с момента переезда.
Этот подход суды обосновывают тем, что в данном случае приоритетному применению подлежат положения Конвенции, согласно которым водительские удостоверения одной страны должны признаваться на территории другой до момента, с которого данная территория становится обычным местожительством владельца удостоверения.
Во взаимосвязи с данным положением Конвенции пункту 12 статьи 25 Закона о безопасности дорожного движения также придается значение, предполагающее необходимость обмена иностранного национального водительского удостоверения на российское при переезде на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
При этом ни Конвенция, ни российское законодательство не устанавливают срок, в течение которого лицу, переехавшему на постоянное место жительства в РФ, для допуска к дорожному движению нужно произвести обмен иностранного национального водительского удостоверения на российское. Прямое указание на обязанность обмена прав в федеральном законе также отсутствует.
При таких обстоятельствах к гражданину нельзя применять неблагоприятные административные последствия за неосуществление обмена действительного иностранного национального водительского удостоверения на российское в связи с переездом на постоянное место жительства в РФ, в том числе привлекать его к административной ответственности по ст. 12.7 КоАП РФ.
Таким образом, подытожил КС РФ, оспоренная норма не соответствует Конституции РФ. Федеральный законодатель вправе установить разумные сроки замены водительских удостоверений. Судебные решения по делу заявителя подлежат пересмотру.